Нелепые человеческие черты всё же проникли в совершенно иное килратское общество - серьги в ушах, этот типичный для обезьян атрибут, показывающий их якобы значимость. Дикость подобного навьючивания себя железом с протыканием тела всегда вызывала лишь отвращение. Но люди перенесли эту свою алчную и дикую манеру на кошек килрати!
Также мы узнаём, с какой лёгкостью горстка земных истребителей уничтожает эскадрильи килратских кораблей и даже крейсера. Если у килрафи такая плохая выучка, то приходится только удивляться, как они вообще могли что-то захватить в космосе. Люди приписывают килрати и свои черты стадного негодования, описывая предательство одного из высокопоставленных тхрак'хра - лордов килрафи. Тем не менее, в рассказах видна самобытность культуры килрати, их слабости - не пережитая страсть к одиночной чести, но и достоинства - верность, преданность и долг, ставящиеся выше золотых побрякушек в ушах и страсти людей к грязным пьянкам, которые в рассказах со смаком описываются. Да, килрафи ещё не достигли гармоничного общества кошек, они всё ещё разделены на не приемлющие друг друга социальные классы, но им чуждо оскотинивание, выставление самок в равных ролях с мужчиной и грязное свинство, которое называется у людей свободой! Эволюция Килрати Цивилизация Килрати появилась из саванн Килры, когда предки нынешних Килрати научились охотиться. Позже, они стали использовать свои передние конечности и быстро развивающийся мозг для постройки первых жилищ из обломков вулканических пород широко распространенных в их тектонически нестабильном мире. Используя навыки производства ручных орудий, они приобрели также возможность создания ловушек для охоты на более проворную дичь (в частности на небольших, разумных, похожих на шимпанзе созданий, остающихся до сих пор деликатесом для Килрати) и, конечно, оружия.
С развитием разума территориальные конфликты между охотниками стали неизбежны. В своем социальном развитии Килрати рано познали навыки убийства себе подобных. Фактически, вся история Килрати представляет собой непрекращающуюся череду войн, кровопролитных настолько, что перед ними меркнут все конфликты человечества. Необузданное кровопролитие продолжалось вплоть до середины XXV-го века, когда опустошающая война развернулась между двумя самыми могущественными империями Килрати. Результатом стало полное уничтожение одной и установление безграничной власти дугой империи. Нынешняя правящая династия пришла к власти на крови миллионов воинов и руинах нескольких уничтоженных миров. Представляется довольно естественным, что объединенные одной силой Килраты сосредоточились на борьбе с другими формами жизни. Рожденные воинами и сфокусированные на битву, Килрати не слишком много усилий уделяли развлечениям. Вся их культура основана войне и агрессии, возведенных в уровень религии. И эстетический и технический дизайн отражают фанатичную устремленность к завоеванию, возвышению и смерти. История Килрати никогда не имела параллелей с земными культурами древнего Египта, Греции, Китая, Эры Возрождения в Европе или утопического андерграунда 2200-х, культурами, возникшими в периоды длительного мира и давшими развитие искусству. Поэтому, по земным меркам, эстетика Килратов остается примитивной, схожей с ранней культурой аборигенов на Земле.
Килрати начинают свою жизнь окруженные заботой своих родителей. В этот период, вместе с остальными детьми своего клана, он учит устные предания, религию Сивара, узнает о Чести и своих обязанностях перед обществом. В дополнение, большинство килрати учатся сражаться и охотиться в это время. Многие детеныши килрати учатся убивать прежде чем становиться на ноги.
Когда килрати достигает определенного возраста он начинает свое профессиональное образование в одной из многих школ Великих Кланов. Он может выбрать любую школу, однако для того чтобы вступить в некоторые из них необходимо либо быть знатных кровей либо показать особые способности. Такими школами в частности являются Собрание Клыков нар Какски (школа для подготовки офицеров), Креше (Ясли) Килры нар Киранка (Академия Гражданской Службы), и некоторые родители килраты проводят целую жизнь, пытаясь улучшить свою кровную линию, чтобы их потомки могли без проблем учиться в престижных школах.
Конечно килрати не ограничен в выборе только одной школы. Даже наоборот, многие знатные килрати проводят долгие годы в обучении в нескольких школах. Правитель Мелек нар Киранка, например, посещал Собрание Клыков нар Какски, Мек'таши (психологический институт) нар Раджитагха и Креше Килры нар Киранка. Килрати не обязательно должны присягать на верность тому Великому Клану в котором они получают образование или даже на который они работают. Например, офицеры получившие образование у нар Какски могут присягнуть на верность клану нар Cутаги. Однако большинство Килрати стремятся выбрать тот Великий Клан, чтобы присягнуть ему, который больше подходит для выбранной ими профессии.
После профессионального обучения, килрати начинают взрослую жизнь. В этот период Великие Кланы играют особо важную роль в социальной структуре и жизни каждого индивидуального килрати. Великие Кланы предоставляют тем, кто клянется в верности им, все от заботы о здоровье и работе до погребального служения. В ответ, каждый килрати обязан поддерживать честь Великого Клана и выполнять свой долг по отношению к нему, долг который может варьироваться от проведения некоторого промежутка времени убирая местный храм Сивара до служения в армии и обучения детей охоте.
Состарившийся Килрати, который более не может выполнять свои обязанности перед расой и кланом, обычно предпочитает совершить Йар'рал'мек, вместо того чтобы продолжать стареть и становится все более немощным (что почитается среди килрати особо противным) и умереть в кровати (огромный позор для килрати). Йар'рал'мек это церемония почетного самоубийства, во время которой состарившийся килрати окружен своей семьей и друзьями, приглашенными представителями Великого Клана, которому он присягал, и жрицей Сивара. После празднования и прославления дел своей юности, он выпивает чашу наполненную отравленным Вак'ку и тихо уходит в небытие, возвращаясь в руки Сивара. Эта церемония оплачивается Великим Кланом которому служил килрати, и является последней данью для кила, который исполнил свой долг и честно прожил свою жизнь.
Кодексы чести килрати by: Michel "Black Joker" Babloyan, Alexander "Priest" Shevchenko.
У Килрати есть свой свод основных положений, по которым они живут. В общем, они играют такую же роль, как и Десять Заповедей в человеческой культуре. Некоторые из Кодексов чести Килратов: "Честь должна протекать по жилам воина кто предан своему Клану, своим соратникам, своей расе и самому себе, ибо только преданный воин познает богов."
1-ый кодекс И у храброго воина присутствует страх. Он друг своего страха, он живет с ним, он дружит с ним, но никогда не позволяет страху одержать верх над собой. Воин не боится почетной работы, также ни один воин не будет увиливать от тягостной службы. Не бывает бесчестной битвы, бывают сражения с бесчестным врагом. Из всего оружия воина, только разум возвышает простое сражение до величественной победы. Почитай тех, кто погиб героической смертью, ибо их деяния достойны памяти. Бдительность есть спасение воина, невнимательность - его наиопаснейший враг.
2-ой кодекс. Лучше Смерть с выпущенными когтями, чем Жизнь без Чести. Счастлив тот воин, кто встретит Смерть в сражении; настоящий воин никогда не умрет в постели, со спрятанными когтями. Посреди столпов победы, первым и величайшим является искусство неожиданности, ибо внезапностью воин достигает преобладания на поле битвы.
3-ий кодекс. Честь - заветная вещь для воина, но ни один настоящий воин не поставит Честь выше своего Долга. Радуйся сегодняшней победе, но будь готов к сражению завтрашнему, ибо жизнь это вечная битва. Победа неизбежно должна отойти тому воину, чье желание для ее завоевания больше нежели его боязнь смерти.
4-ый кодекс. В осторожности нет бесчестья, потому что осторожный воин избегает ловушки трусости. Настоящий воин защищается от всех и любых неожиданностей, и своими деяниями обретает великую Славу. Слава - внешняя мера силы Воина, Знание о выполненном долге - вот истинная внутренняя мера его силы.
5-ый кодекс. Честь придет к Воину, выполняющему свой Долг перед своим Кланом, потому что его деяния умножают Честь и Почет его Клана. Честь придет к Воину, встретившему Смерть на поле боя, потому что Имя его будет сохранено. Честь придет к Воину, который победил врага, потому что его Клан одержит победу. Клыки и когти, зоркие глаза и чуткие уши, нос охотника - это приметы идеального Воина, но они есть ничто без силы духа и сердца бойца. Храбрые соратники - это самый лучший дар Воину.
6-ой кодекс. Нет большего вероломства, чем предательство своих соратников.
7-ой кодекс. Настоящий Лидер пожертвует жизнями своих воинов только, если нет другого выхода; Настоящий Воин принесет себя в жертву только зная, что это поможет выиграть сражение.
см. Легенду о Герое Карга, рассказывающую о вознаграждении за Честь и Долг. см. Легенду об Охотнике Воргасе и задумайтесь об опасности самодовольства.
9-ый кодекс. Никогда не позволяй противнику узнать о твоих преимуществах, за исключением того, чтобы повергнуть его в страх, и заставить споткнуться на охоте.
10-ый кодекс. Даже в Смерти может быть Победа. Боги ожидают, что каждый Килрати должен выполнить свой долг.
Максимы Ксага Во времена существования Первой Империи, воин-поэт Ксаг записал Максимы, по котором Килрати живут и поныне. Вот некотоые из его максим:
Ни один план нападения не переживает первого контакта с врагом.
О противнике суди не по силе его оружия, но по хитрости его ума.
Всегда приумножай свою победу, учись уходить от поражений.
Клятва верности
Мое сердце не знает страха Потому что я слуга Сивара. Мои когти не знают позора Потому что я воин Килра. Мой Клан никогда не будет опозорен Потому что я служу своему роду и повелителю. Своим языком я приношу клятву верности. Своими когтями я приношу победу. Своей склоненной гривой, я преклоняюсь И приношу мою Жизнь на алтарь Чести.
Письменность
Язык Килратов похож на земные языки по своему строению и правилам чередования гласных и согласных звуков. В то же время, письменность сильно отличается от нашей. Впервые увиденная на борту захваченного истребителя "Дралтхи" в середине 2650-х гг., она представляет собой набор из четырех линий: полной высоты, половинной высоты и короткой линии с точкой вверху или внизу. Этот набор из четырех линий составляет единый симантический элемент - слово. Вертикальная последовательность таких слов составляет предложение.
Язык большей частью идеографический каждое слово-иероглиф может означать идею, подобно китайскому языку. Однако, в этом языке, точки и короткие линии изменяют смысл иероглифа -слова, было замечено что иероглифы могут повторяться в предложении с различными модификаторами и в разных комбинациях.
Архитектура В архитектуре Килратов отражены основные принципы, оказывающие влияние и на другие стороны жизни. Их истоки (охотники, живущие в камнях) отражаются и в их жилищах. Колонноподобные дома с плоскими крышами и беспорядочно торчащими выступами. Перекрыти внутри не заделаны, оставляя открытыми все коммуникации.
Освещение, обычно, темное и мрачное, а высокие температуры и практически нулевая влажность создают причудливые световые эффекты в пыльной отмосфере. И военные трофеи в оформлении внутренних помещений: черепа жертв или фрагменты обшивки поверженных космолетов зачастую украшают стены
Одежда Килратианские дизайнеры никогда не придавали значения таким вещам как упорядоченность и симметрия. По этой причине одежда Килратов выглядит ассиметричной и непропорциональной по земным меркам. Оформление аляповато и массивно, ориентировано, в основном, на восславление предыдущих сражений и запугивание противника. Обычная одежда воина достаточна груба, представляет собой странную смесь функциональности и украшения, высоких технологий и примитивизма.
Поскольку Килраты являются клановым обществом, их одежда украшается символами и эмблемами, определяющими принадлежность к тому или иному клану. Основные цвета: черный, красный и бордовый. Металлические фрагменты золотого или кроваво-красного цвета. Медно-красный цвет брони их истребителей также используется при оформлении персональных защитных костюмов. Имена килрати
Килрати делятся на два класса. Трак'хра - знатные Килраты и Килра'хра - низкородные Килрати. Только Трак'хра могут стать пилотами истребителей или занимать высокие должности. Килра'хра являются обычными труженниками и беcпрекословно повинуются своим господам.
Восьмерка Великих Кланов Империи, сформировавшаяся несколько веков назад и просуществовавшая до падения Империи в 2669:
нар Киранка нар Кай'ра нар Какски (в союзе с кланом Шо'лар) нар Раджитагха (в союзе с кланом Ххаллас) нар Карг нар Сутаги нар Кур'у'так и нар Сикаг
Каждый великий клан специализируется в определенных аспектах Империи Килрати. Хотя интересы кланов могли пересекаться и становиться причиной для стычек, всем было понятно, что каждый великий клан играет важную роль в обществе. Как говорит пословица: "Для каждого килрати есть место в Великом Клане, и для каждого Великого Клана есть зал на Килре" (что означает - для каждого килрати есть место в Великом Клане, и каждый Великий Клан играет важную роль в правительстве).
О роли и значении кланов в жизни каждого килрати можно узнать из раздела Воспитание.
Нар Киранка - клан, которой на протяжении последних веков стоял во главе Империи, ранее считался одним из самых низкородных кланов (только на одну "ступеньку" выше, чем кланы нар Сикаг и нар Кур'у'Так). Это клан крупных (они на самом деле крупнее других Килрати) воинов, предпочитавших использовать силу в решении своих проблем. В ходе VII-ой Династической Войны они сумели победить клан Кай'ра и сместить их с трона. Члены этого клана часто были администраторами, организаторами и стратегами. Некоторые из них проводили тонкие политические махинации и обладали хорошими познаниями в психологии Килрати. Такое положение не устраивало клан Кай'ра; они не хотели находиться в услужении клану, который победил их много лет назад в результате одной битвы. Нар Какски также не доверяли клану нар Киранка, но понимали, что они необходимы из-за их администраторских способностей, и избегали открытой вражды. Ближайшим союзником клана нар Киранка является клан нар Раджитагха, возможно из-за сходства в психологии и политике. Кай'ра, несомненно, вернули бы себе трон в ходе следующей VIII-ой Войны, если бы цивилизация Утара не вошла в контакт с Килрати. Они открыли им знания о путешествии в космосе и теории гиперпрыжка. Под руководством нар Киранки Империя объединилась, и Кай'ра вынуждены были также присягнуть им на верность. После этого Килраты вероломно напали на планеты Утара и уничтожили их. Дальнейшая экспансия килратов в космосе проходила под командованием Киранка. Последняя династия нар Киранка: Император, его сын и внук принц Тракхат повели килрати в войну против землян и были побеждены ими в 2669. Император погиб в столице на планете Килра, а принц Тракхат был сбит в бою полковником Кристофером "Мэвериком" Блэйром незадолго перед этим. В настоящее время членов этого клана редко можно встретить (они практически все погибли на во время катастрофы планеты Килра) , но они ненавидят землян также сильно, как и во время войны. Если вы встретите члена клана нар Киранка, то он скорее убьет вас, чем будет разговаривать.
Нар Кай'ра считаются более "королевским" кланом из всех остальных. Кровь их гуще и цвет шерсти более красного цвета, чем у Киранка, а ростом они (по килратианским стандартам) невелики. Среди этого клана много интеллектуалов, они составляют гордость научного потенциала Империи. Наверное поэтому, они легче всех Килратов пошли на контакт с землянами. Без сомнения, нар Кай'ра самый знатный из всех восьми кланов. Они известны своей интеллектуальной силой, а также своей шпионской системой. Они играли ключевую роль в разработке вооружений и космических кораблей, сборе развед. информации и поиске данных о слабостях других рас, которых они эксплуатируют. Нар Кай'ра управляют огромным количеством охотничьих резерваций (каждая из которых может быть размером от одного континента до целой планеты), которые служат для питания килрати. Килрати происходят от плотоядных хищников и следовательно им нужно большое количество мяса для поддержания метаболизма. Сам факт, что Килрати редко (если вообще) голодают служит признаком огромных способностей и возможностей нар Кай'ра. Когда выбирается новый мир для создания охотничьей резервации, нар Кай'ра убеждаются в наличии условий для размножения дичи, наблюдают за пастбищами и заботятся о том чтобы было достаточно мяса для насыщения всей империи. Можно только представить, как поколения, тренирующиеся как охотники, усилили и обострили рефлексы хищников; и нар Кай'ра известны как своими способностями в рукопашном бое так и своим искусством выслеживания и шпионажа. Бывший Барон Клана нар Кай'ра - Барон Джукага известен тем, что именно он придумал трюк с Перемирием в 2668. С началом войны с землянами противоречия вновь разгорелись на почве разногласий по поводу ведения войны. Кай'ра предлагали заманить людей в ловушку, а затем уничтожить их, нар Киранка же предлагала открытую и быструю войну. После 30-ти лет боевых действий, членам Кай'ра удалось уговорить Императора, и перемирие было достигнуто. В это время на окраине сектора Хари достраивался новый мощный флот. Но земляне сумели раскрыть эту уловку, и в конце концов одержать победу в войне. Ныне оба клана обвиняют друг друга в поражении. Члены этого клана достаточно приветливы по отношению к людям, кроме того они самые мелкие из Килрати, и людям наиболее комфортно общаться с ними.
Нар Какски - самый находчивый и изобретательный, и вместе с тем самый агрессивный клан в Империи, который имеет крепкие военные традиции, восходящие к рассвету Империи Килрати. Во время последней Империи Килрати, имперский клан нар Киранка разрабатывал стратегии, а нар Какски воплощал эти стратегию в тактику и отвечал за их выполнение. Члены этого кланы занимали посты в высшем эшелоне власти. В ходе войны они контролировали большинство судоверфей и владели большинством пограничных миров, соседствующих с землянами во время войны, их военная сила и умение отражать атаки землян и уничтожать их вызывает уважение к ним со стороны всех остальных Килрати. Поскольку многие технологии килрати развивались и приспосабливались к войне, нар Какски состоит в союзе с кланом нар Шо'лар. Среди этого клана было много ученых, которые двигали вперед технический прогресс Империи. Во время последней Восьмой Империи нар Шо'лар отвечал практически за все области исследований начиная с дизайна истребителей и бомбардировщиков до создания нового оружия и развития стелс-технологии. Нар Какски уверены, что только они достойны быть следующим правящим кланом. Однако, ни один другой клан, кроме нар Шо'лар не оказывает им поддержки. После поражения в войне с землянами позиции клана Какски, как ни странно усилились. Это произошло отчасти от того, что основная часть внутреннего "тылового" флота была уничтожена после разрушения планеты Килра, и суда, защищавшие пограничные районы остались практически единственными во флоте, причем все они контролировались членами клана нар Какски. В настоящее время этот клан более опасен, чем нар Киранка. Они располагают реальной силой и властью. Также они известны своей жестокостью по отношению людям.
Раджитагха - довольно знатный клан, имя которого является почти синонимом с идеей психологии в языке килратов. Предки нар Раджитагха были первооткрывателями психологического оружия во время гражданских войн Килрати. Нар Раджитагха доказали, что победа может быть достигнута если ударить по психологическим слабым местам врага и тем самым спровоцировать его на глупые действия. Враг, который физически превосходил килрати, мог быть ослаблен если атаковать его, уязвив его душу, ослабив его дух психическим воздействием вместо того чтобы атаковать его физически. Члены этого клана занимались различными вопросами психологии, от управления рабами (а это становилось деликатной психологической проблемой если хотели заставить рабов делать тяжелую работу и избежать восстаний), до пропаганды и исследования психологического портрета врага. Ходили слухи, что нар Раджитагха проводили различные психологические эксперименты над человеческими пленниками, однако эти слухи не подтверждаются фактами. Нар Раджитагха отличаются непомерным чувством превосходства над другими, они занимают второе место по знатности родов после клана Кай'ра. Его члены, в основном, благородные воины: они живут и погибают за Империю. Однако, некоторые из младших его родов, такие как нар Ххаллас известны своим открытым неповиновением и мятежом против Императора. Также это самый распыленный по территории Империи клан: они владеют множеством основных, колониальных и пограничных миров. Это повлияло на появление большого количества родовых ветвей клана, и нар Ххаллас один из таких родов. Он стал известен, благодаря своему повелителю - лорду Ралге нар Ххалласу (также известному как Хоббc), который был внедрен в Конфедерацию как агент после "усыпления" его настоящей личности. Однако клан нар Ххаллас не был ответственным за такого рода операции (читай о клане нар Сикаг), но выполнял особо важную функцию в обществе Килрати - блюстители закона и порядка. Нар Карг кровные враги клана нар Раджитагха, а следовательно и клана нар Ххаллас. Это противостояние контролировалось Императором, но после его смерти эта война разгорелась с новой силой. В начале 2669 главой клана был Барон М'растак нар Раджитагха.Большинство членов клана Раджитагха довольно дружелюбны к людям, но некотороые нет.
Нар Карг самый воинственный клан из всех и они обладают некоторой степенью рациональности и разума при ведении боя, то что отсутствует у Нар Какски. По видимому, именно клан нар Карг первыми повстречался с таинственной расой Манту. Между нар Каргами и нар Раджитагхой идет длительная междуусобная война. Все началось несколько веков назад, после 7-ой Династической Войны, когда Киранка собрал всех Баронов на встречу, чтобы обсудить, что делать с Утарами. Возник спор, и лидер Раджитагха назвал Барона нар Каргов утаком (очень сильное оскорбление). После этого Карг разорвал глотку Раджитахи на глазах у всех остальных. Все это время Императорам удавалось разводить враждующие стороны (исключение составляли небольшие случайные стычки). Но после падения Империи, кровная вражда разгорелась с новой силой. Началась настоящая маленькая война. С нар Каргами легко иметь дело, но если вы случайно оказались другом Раджитагхов - берегитесь!
Знатность клана Нар Сутаги может сравниться с его могуществом. Они владеют основными высокоразвитыми внутренними мирами в Империи. Самый спокойный из всех кланов, они никогда не противостояли правящему клану, ни когда не шли против ветра. Тем не менее они пользуются большим уважением среди членов клана нар Кай'ра, в первую очередь, благодаря своей вежливости и лояльности. Основную особенность этого клана составляет то, что большинство его членов - "женщины". Когда килратианка знатного происхождения достигала возраста зрелости, она могла покинуть свой клан и вступить в клан нар Сутаги, который посвятил себя на служение Сивару. После долгих лет учебы и практики, некоторые подходящие члены клана могли стать жрецами/жрицами Сивара и присоединиться ко святому священству. Нар Сутаги отвечают за религиозную жизнь Килрати, члены клана строят и содержат храмы и служат представителями Сивара при родах, совокуплении, похоронах и других церемониях. C этим кланом очень легко иметь дела. Но они очень скрытные и могут просто не проявлять свои истинные чувства.
Нар Кур'у'Так считается одним из низших кланов, только нар Сикаги находятся еще ниже. Этот клан не оказал практически никакого влияния на историю Империи или ее настоящее положение. В сражениях они занимают лишь вспомогательную роль, в основном командую транспортными кораблями. Им удается поддерживать свое положение только благодаря откровенному лизоблюдству и огромной лести, оказываемыми Императорскому престолу. В последнее время тяготеют к клану нар Кай'ра, в надежде по приходу Кай'ра к власти возвысится самим. Эта надежда делает нар Кур'у'Так лояльными к Кай'ра. Если вы в хороших отношениях с нар Кай'ра, то и Кур'у'Таки станут сотрудничать с вами.
Самый последний и самый низший из кланов. Известны своими многочисленными связями с безродными Килра'хра. В обществе осуществляют роль связи между знатными Трак'хра и простыми Килрати. Им доверяют, в основном, малопочетную и презираемую полицейскую службу. Среди нар Сикагов практически нет знатных воинов, у них даже нет врагов, поскольку ни один член другого клана не станет опускаться до поединка со столь низкородным противником. Вместе с кланом нар Кур'у'Так он является самым малым из великих кланов, но еще никто не дерзнул отрицать что нар Сикаги достойны находится среди великих кланов. Нар Сикаг также известен как "Клан Теней". Они отвечают за сбор развед. данных (отсюда вытекает сотрудничество с кланами нар Какски и нар Кай'ра, чтобы координировать разведку), распространение ложной информации (отсюда вытекают стычки из-за пропаганды с кланом нар Раджитагха), и истреблением предателей и нелояльных элементов. Нар Сикаг функционирует как разведывательное агентство и секретная полиция в обществе Килрати. Успех нар Сикага сразу становится явным когда кто-либо узнает что Общество Мандаринов, так подрывавшее военные действия Конфедерации было создано именно этим кланом. Также, нар Сикаги ответственны за поставку вооружения Церкви Человека (также известной как "Ретро") в секторе Близнецов. Последний из Баронов этого клана был Бугтак'га нар Сикаг. По своей натуре, нар Сикаги тяготеют к клану Киранка в надежде возвысится над кланом нар Кур'у'Так. После уничтожения клана Киранка, неизвестно, что будут предпринимать члены этого клана, но осторожность в отношении с ними не помешает.